«ЛЮБИМЫЕ» ОШИБКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ НАПИСАНИИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Говоря о структурности и последовательности, отметим, что самая типичная ошибка начинающих бизнесменов – нежелание или неумение учиться на чужих ошибках!
Итак, какие же наиболее распространённые ошибки при создании бизнес-плана допускают их разработчики.

  1. Неоправданное завышение в бизнес-плане ожиданий от реализации услуг или продукции. Слабо подготовленная маркетинговая стратегия, переоценка будущих прибылей и объёма продаж – бич большинства предпринимателей.
  2. Уменьшение размера издержек, неизбежных в ходе реализации бизнес-проекта. Как правило это характерно для большинства обозначенных в бизнес-плане видов затрат: от стоимости аренды и логистики, до цен на необходимые ресурсы, заработную плату и налоги. Важно понимать, что любой профессиональный оценщик обратит внимание на соответствие заявленных параметров существующим расценкам, нормам, тарифам, и т.п.
  3. Завышение конечной цены реализации товара или услуги. С одной стороны это приводит к высоким «на бумаге» финансово-экономическим показателям эффективности бизнес-проекта. С другой – наверняка вызовет вопросы у потенциальных инвесторов, которые захотят просчитать экономику вопроса.Основных причин здесь может быть несколько:
    • Использование неверных, некачественных данных по рынку, на котором бизнесмен до этого не работал
    • Ориентир на стоимость единичного, а не постоянного сбыта партии товара,
    • разового предоставления комплекса услуг.
    • Сознательное (самый проигрышный вариант!) искажение экономических
    • показателей предпринимателем
  4. Несколько более сложным, но не всегда обязательным для учёта, является такой нюанс, как особенность налогового календаря, который характерен для конкретной области ведения бизнеса. Пример. Необдуманность даты сбыта товара или реализации услуги приведёт к тому, что начинающий бизнесмен наверняка вынужден будет уплатить НДС в полном объёме уже в отчётном месяце. Между тем зачет НДС по полученным товарно-материальным ценностям будет произведён не ранее следующего. Данный факт приведёт к применению штрафных санкций и в итоге к возможному появлению долгов и непредвиденных трат.
  5. Для тех, кто будет реализовывать свой проект с привлечением кредитных вложений крайне важно учитывать следующий момент. Необходимо соотносить сроки кредита со скоростью оборота товарных операций. Дело в том, что, по утверждениям экспертов рынка, сроки кредитования по товарным операциям составляют примерно 3 или 4 месяца. Источником же возврата суммы основного долга, естественно, выступает выручка от сбыта товара или реализации услуги. Соответственно, после результативного окончания первого кредитного проекта начинающий бизнесмен уже «заслуживает» положительную кредитную историю. А это значит, что следующий кредитный транш ему будет, как правило, получить проще. Таким образом, выбив новый кредит, предприниматель делает следующий оборот и т.д., пока не наступает прогнозируемый дефолт. Здесь нужно пояснить, что реальный период кредитования большинства торговых операций существенно превосходит длительность одного оборота. В действительности возврат кредита возможен только при накоплении за счет операции чистой прибыли, равной по величине сумме основного долга. А это значит, что технико-экономическое обоснование к вышеописанному проекту должно иметь на порядок более дальний горизонт, поэтому и рискованность данного бизнес-проекта автоматически возрастает.
  6. Ещё одна важная деталь, которую часто не учитывают начинающие. Взгляд «сквозь пальцы» на политическую и экономическую ситуацию в государстве, регионе, городе или даже районе (в зависимости от специфики бизнеса) часто ведёт к печальным последствиям. В силу этого фактора (особенно в нашей стране) те бизнес-проекты, срок окупаемости которых составляет существенно более двух лет, намного реже одобряются представителями банков.
  7. Также стоит очень внимательно отнестись к соблазну использовать западную методологию составления бизнес-планов без учёта специфики российского делового мира. И речь здесь не только о различии в законах и нормативно-методическом обеспечении внутренней деятельности компаний, но также и разнице в об обычаях, негласных правилах делового оборота и т.п.
  8. Не существует единой законченной формы бизнес-плана. Разные виды бизнеса, как правило, требуют отражения в бизнес-планах в значительной степени различной информации в различающихся формах. Так, описание создания детского сада будет существенно отличаться от бизнес-плана, «рассказывающего» об организации шашлычной или выведению на рынок нового Интернет-портала, посвящённого французскому языку. Во всех приведённых случаях предприниматели могут обратиться за кредитом в банк. За кем последнее слова в том, какие именно формы в бизнес-планах должны быть заполнены в этих разных случаях? Безусловно, за банком.
  9. Следующая часто встречающаяся ошибка, допускаемая разработчиками бизнес-планов, – неверное определение того, какие пункты, отражаемые в нём, являются самыми главными. Например, почти всегда много сил тратится на разработку таких разделов, как «финансовый план», «анализ эффективности реализации проекта» и т.п. При этом неоправданно мало внимания уделяется анализу рынка продукции (услуг) и обоснованию ее конкурентоспособности. Ведь, согласитесь, если потребность в будущей продукции или востребованность услуги существенно завышена, то ценность финансового плана и анализа эффективности стремительно движется к нулевой отметке…
  10. Весьма часто допускаемая начинающими ошибка – увидеть, сколько всего нужно разработать, подготовить и представить по бизнес-плану и твёрдо решить, что… это слишком огромная работа, лучше тогда уж совсем обойтись без бизнес-плана! Рекомендуем делать бизнес-план постепенно, начиная с малого. От встречи к встрече, от инвестора к инвестору Вы будете улучшать и расширять новыми данными свой бизнес-план. Согласитесь, лучше начать хоть с чего-то, чем не начать вовсе!
  11. Но, пожалуй, наиболее чреватой ошибкой начинающих предпринимателей является их непонимание интересов инвестора или кредитора, для которых важны, прежде всего:
    • Риски, прибыль, срок окупаемости
    • Цикл жизни данного проекта
    • Имиджевая составляющая
    • Возможность долевого участия в вашем проекте
    • Возможность вхождения в состав учредителей и т.п.