О злоупотреблениях налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса

Дата события: 
вторник, 5 февраля, 2019

Уважаемые налогоплательщики!

В настоящее время ФНС России обеспокоено набирающими обороты злоупотреблениями со стороны бизнеса налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса.

Дело в том, что налоговое законодательство предусматривает ряд послаблений для малого бизнеса, к числу которых относится возможность применения субъектами предпринимательской деятельности специальных режимов налогообложения, таких как упрощенная система налогообложения (далее - УСН), единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) или патентная система налогообложения (далее – ПСН).

Данные режимы по сути можно назвать льготными, поскольку налоговое бремя налогоплательщиков применяющих такой режим существенно ниже по сравнению с общей системой налогообложения (далее - ОСН).

Например, организация, применяющая ОСН будет уплачивать НДС (ставка 10-20%), налог на прибыль (20%), налог на имущество (2%), тогда как организация, применяющая УСН будет уплачивать налог в размере 6 % от суммы полученного дохода или 15% от разницы между доходами и расходами, а НДС и налог на имущество уплачиваться не будут.

Аналогично и в отношении индивидуальных предпринимателей. При применении ОСН предприниматель уплачивает налог на доходы физических лиц (ставка 13%), НДС (10-20%), налог на имущество (2%). Тогда как упрощенец будет уплачивать те же самые 6 % или 15%.

При ЕНВД и ПСН размер налога не зависит от фактически получаемого налогоплательщиком дохода, а лишь от размера физических показателей, и осуществляемого вида деятельности. Размер фактического получаемого дохода в этом случае не имеет значения.

Таким образом, бизнесу выгодно применять специальные режимы налогообложения, так как это снижает налоговую нагрузку. Однако законодатель предусмотрел определенные требования (пороговый размер дохода, количество сотрудников и пр.), которым должен соответствовать налогоплательщик, чтобы применять специальные режимы налогообложения. Данные меры направлены на то, чтобы налоговые послабления имел именно малый бизнес.

В то же время, зачастую  бизнесом, который фактически не является малым, создаются схемы, при которых соблюдаются формальные условия позволяющие применять специальный режим. Поэтому налогоплательщики «дробят» свой бизнес между формально независимыми, но фактически подконтрольными центральному звену субъектами предпринимательской деятельности (как правило - между предпринимателями, которые являются неформальными сотрудниками организации). Каждый из таких субъектов входит в пределы (например, по размеру дохода или площади торгового зала) позволяющие применять специальный режим.

При «дроблении» бизнеса подконтрольные субъекты создаются без намерения заниматься реальной экономической деятельностью и основной их целью является достижение возможности применения УСН, ЕНВД или ПСН; общество и взаимозависимые посредники функционируют в едином процессе, подчиненном одной цели в том числе - неуплаты налогов по общей системе.

В целом, суть схем всегда сводится к выведению основной выручки крупного бизнеса на субъекты, применяющие спецрежим в виде УСН, ЕНВД или ПСН. При таких схемах бизнес, фактически не относящийся к категории малого, получает существенную налоговую экономию в ущерб государственным и общественным интересам.

Кроме того, как показывает практика, формальное разделение бизнеса с целью применения льготных режимов налогообложения влечет для участников схем риск негативных налоговых последствий в виде доначисления налогов в бюджет по итогам проверки с учетом соответствующих пеней и штрафов, а также возбуждения уголовных дел в отношении владельцев бизнеса.

Например, по такой схеме, действовал один из предпринимателей в Приморском крае. Используя группу подконтрольных лиц (в которую вошли в том числе его родственники, знакомые), осуществлял деятельность в торгово-развлекательном центре по схеме «дробления» бизнеса. Передал в аренду торговые площади группе лиц, с целью формального соблюдения ограничений, позволяющих применять ЕНВД - торговый зал может быть не более 150 м². При этом подконтрольные лица участвовали в предпринимательской деятельности лишь формально. Налоговыми органами края совместно с сотрудниками компетентных органов, проведены скоординированные контрольные мероприятия в отношении всех участников группы, доказана их подконтрольность центральному звену (предпринимателю), который и являлся выгодоприобретателем, получившим налоговую экономию. Суммы налогов, недопоступивших в результате применения предпринимателем схемы дробления бизнеса, составившие боле 80 млн.руб., были вменены ему налоговыми органами в полном объеме, и взысканы в бюджет.

На сегодняшний день, налоговыми органами в рамках исполнения поручения ФНС России  от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984@ проводят информационно-разъяснительную работу с представителями бизнеса, и предлагают налогоплательщикам самостоятельно отказаться от схем дробления бизнеса, не дожидаясь назначения выездных налоговых проверок, во избежание риска негативных последствий и для сохранения деловой репутации.

УФНС России по Приморскому краю